Замена ЦПГ и ремонт ГРМ Дракон 200/Матадор 200

Люди по природе весьма ленивые существа, именно потому все придуманные ими блага нацелены на уменьшение объема собственных забот. Мотоциклисты тоже, как ни странно, люди и тоже ленивые. Особенно лень заглядывать в окошко контроля уровня масла.

Поехали как-то добры молодцы путешествие путешествовать, двое на гусях, один на катоше и один на матадорке. Казалось бы, у кого-то шансов мало, но на удивление первым застучал катээм. Что поделать, прикопали лошадку, поехали дальше втроем. Хорошо ехали, так хорошо, что аж матадорка незаметно потерял свой глушитель. В придорожном СТО приварили вместо родной банки глушитель от комбайна, поехали дальше. Радость была недолгой, мотор матадора перестал вращать колеса, да и коленчатый вал его самого провернуть не удалось.

Спектральный анализ событий показал следующее: длительная поезда на высоких оборотах способствовала пожиранию масла мотором (одноцилиндровые славятся этим делом). Замена глушителя на почти прямоток забеднила топливную смесь, создав предпосылки к повышенному нагреву мотора и дополнительному выгоранию масла. Вместе с отсутствием контроля уровня масла все это привело к критическому падению уровня масла в картере — наступило «масляное голодание» в деталях цилиндро-поршневой группы и газораспредилительного механизма.

При этом в первую очередь пострадали распредвал, его опорные поверхности («постели») в головке цилиндра а также рокера:
QM200_HEAD_1

Крупным планом повреждения рокеров и постелей:
QM200_HEAD_2

Кроме того, пришли в негодность поршень, цилиндр (глубокие задиры на поверхности), пострадал поршневой палец и кольца. На удивление, коленчатый вал не успел получить сколь значимых повреждений.

Для ремонта понадобиться головка цилиндра в сборе с крышкой:

QM200_HEAD_3

Поставляются они именно комплектом, так как технологически постели распредвала выполняются только в паре – только так достигается требуемая точность изготовления.

Поршень, кольца, палец и стопорные кольца:

QM200_HEAD_4

Цилиндр:

QM200_HEAD_5

Рокеры (поставляются парой):

QM200_HEAD_6

Внимательный читатель заметит, что новый рокер – внизу на фото :).

Сальники клапанов:

QM200_HEAD_7

Распредвал (поставляется «голый»):

QM200_HEAD_7_1

Кроме того, прокладка цилиндра и головки цилиндра.

Из инструмента необходим арсенал общего применения а также несколько специальных – динамометрический ключ ( диапазон 20-110 Н*м) и рассухариватель клапанов, например, вот такой:

QM200_HEAD_8

Итак, для начала демонтируем головку цилиндра, цилиндр, поршень, удаляем остатки прокладок.

Особых нюансов при разборке нет, разве что нужно не забыть четыре гайки М6 с левой стороны цилиндра, а гайки М8 на шпильках желательно сначала откручивать крест накрест и по пол оборота, пока существенно не ослабнет усилие. Ну и само собой, необходимо чистой ветошью закрыть полость коленвала, во избежание попадания посторонних предметов.

ВАЖНО! При сборке все детали ЦПГ и ГРМ необходимо предварительно смазывать чистым моторным маслом для легкости сборки и предотвращения повреждений при первом пуске – когда масляные магистрали совершенно пусты.

Извлеките поршень, поршневой палец, кольца поршневые и стопорные из упаковки. Разложите поршневые кольца в порядке установки — маслосъемные (самые тонкие!) кольца и их сепаратор, второе компрессионное (черного цвета) и первое компрессионное (серое):

QM200_HEAD_9

Сначала устанавливается сепаратор, потом нижнее и вернее маслосьемные кольца. Стыки колец должны быть разведены на расстояние 20 мм, а сепаратор устанавливается встык (поз.1 на фото) :

QM200_HEAD_10

Компрессионные кольца имеют разные верхние и нижние плоскости, верх обозначен буквой R:

QM200_HEAD_11

На втором компрессионном кольце присутствует аналогичная маркировка.

Стыки всех колец необходимо развести на 120 градусов относительно друг друга согласно мануала:

QM200_HEAD_2_1

Установите поршень стрелкой в сторону выпуска:

QM200_HEAD_13

Установите поршневой палец, и зафиксируйте его стопорными кольцами:

QM200_HEAD_12

Демонтируйте трубчатые направляющие со старого цилиндра и установите их на новый:

QM200_HEAD_14

Для информации: направляющие цилиндра короче направляющих головки цилиндра.

Установите новую прокладку цилиндра. Смажьте поршень и зеркало цилиндра моторным маслом, поднимите и зафиксируйте поршень в верхнем положении (В.М.Т.) и установите цилиндр:

QM200_HEAD_15

При этом необходимо сжать поршневые кольца специальным инструментом либо обручем из тонкой жести. При некоторой сноровке можно обойтись и без них, если плавно и равномерно вставлять поршень в цилиндр вжимая пальцами кольца в канавки.

Вытяните цепь ГРМ, проконтролировав, что она одета на звездочку, и установите успокоитель цепи ГРМ:

QM200_HEAD_16

Установите направляющие головки цилиндра и прокладку:

QM200_HEAD_17

Головка цилиндра поставляется без деталей ГРМ, вот в таком виде:
QM200_HEAD_18

С некоторых пор производитель стал покрывать камеру сгорания «антипригарным покрытием»:

QM200_HEAD_19

Демонтируем cо старой головки цилиндра все демонтируемые без молотка детали – рокера и их оси, клапана, пружины тарелки и прочее. Выполняем дефектовку.

Оси рокеров не пострадали и пригодны к использованию:

QM200_HEAD_20

Рокерам повезло гораздо меньше, износ рабочей поверхности видели ранее, вид сбоку показывает о существенном перегреве металла аж до изменения цвета:

QM200_HEAD_21

Новые рокера поставляются с четырехгранным регулировочным винтом, что не очень удобно в плане регулировки – нужно иметь специальный ключ. Если такой вариант не устраивает – можно использовать старые винты.

Установите рокера, не забыв о пружинных шайбах:

QM200_HEAD_22

Зафиксируйте   оси болтами с прорезиненными шайбами:

QM200_HEAD_23

Снимите со старой головки и установите в новую шпильки М6:

QM200_HEAD_24

Установите нижние тарелки клапанных пружин:

QM200_HEAD_25

И новее сальники клапанов:

QM200_HEAD_26

Перед установкой сальников не забудьте смазать сопрягаемые поверхности моторным маслом.

Клапаны в данном случае не пострадали и будут использованы после очистки от нагара и легкой притирки. Установите клапан и пружины. ВАЖНО: пружины имеют прогрессивную навивку, верх пружины обозначен желтой краской.

QM200_HEAD_27

Используя рассухариватель клапанов, установите верхнюю тарелку и сухари:

QM200_HEAD_28

Убедитесь в том, что сухари стали в свое посадочное место:

QM200_HEAD_29

Установите   собранную головку цилиндра, на шпильки оденьте медные шайбы:

QM200_HEAD_30

В некоторых моторах могут быть установлены   медные и стальные шайбы. Для правильного их расположения снова обратимся к мануалу (кстати, полезно почитать).:

QM200_HEAD_31_1

Сам смысл медных шайб – уплотнение соединений.   На рисунке шайбы под номером 3 – медные, номер 2 – стальные. Правую нижнюю (на рисунке) шпильку необходимо уплотнять в связи с тем, что там проходит масляная магистраль, левая верхняя выходит наружу цилиндра, и масло там вовсе не к лицу. Левая верхняя шпилька полностью закрыта как от масла так и от окружающей среды, и уплотнение там не нужно. Левая нижняя шпилька Уходит вглубь мотора, тут тоже уплотнять незачем. С этим же связано применение только трех колпачковых гаек.

Расположите гайки согласно мануала и затяните крест накрест от руки :

QM200_HEAD_31

Воспользовавшись динамометрическим ключом затяните гайки в несколько приемов и крест накрест:

QM200_HEAD_32

Момент затяжки – 30 Н*м.

Затяните гайки сбоку цилиндра:

QM200_HEAD_33

Сборка газораспредилительного механизма.

Установите поршень в В.М.Т. по метке на роторе генератора:

QM200_HEAD_34

Смажьте моторным маслом опорные поверхности распредвала, установите башмак натяжителя цепи ГРМ и стопорное полукольцо:

QM200_HEAD_35

Самый важный момент: аккуратно, дабы не провернуть коленвал, вытяните цепь ГРМ, оденьте звездочку рисками параллельно плоскости головки цилиндра и установите распредывал кулачками вниз, риски также параллельно плоскости головки. При этом левая ветвь цепи должна быть натянута:

QM200_HEAD_36

Установите цилиндрическую шпонку (на фото указана стрелкой).

Зафиксируйте звездочку на валу ГРМ болтами (момент затяжки аж 15 Н*м!), загните лепестки стопорной шайбы:

QM200_HEAD_37

Установите механизм натяжителя, предварительно убрав его выдвигающуюся часть в исходное положение:

QM200_HEAD_38

Сначала затягиваются крепежные винты, и только потом устанавливается пружина:

QM200_HEAD_39

Проверните коленвал на несколько оборотов, снова установите поршень в В.М.Т. и проконтролируйте правильность установки распредвала (соответствие метки на роторе генератора – линиям на звездочке и распредвале, кулачки распредвала смотрят вниз).

Обезжирьте поверхности стыка головки цилиндра и крышки, нанесите герметик:

QM200_HEAD_40

Также необходимо нанести герметик на крышку в месте установки заглушки и, желательно, на боковую поверхность самой заглушки:

QM200_HEAD_41

После нанесения герметика установите направляющие крышки.

Подождав, указанное в инструкции к герметику, время, установите заглушку:

QM200_HEAD_42

Удерживая заглушку, закройте крышку и зафиксируйте двумя центральными винтами крышки, затянув их сначала от руки:

QM200_HEAD_43

Установите остальные винты, равномерно затяните в несколько приемов:

QM200_HEAD_44

Осталось вытереть лишний герметик и отрегулировать клапана (зазоры: впуск 0,07 – 0,08, выпуск 0,09 – 0,1).

И не забывайте контролировать уровень масла.
Всем удачных ремонтов и поменьше поломок.
А так же вступайте в наши группы в VK и FB и следите за анонсами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>