Светодиодные поворотники – устанавливаем правильно

Довольно часто радость покупки и установки новых, красивых, современных светодиодных указателей поворота на мотоцикле омрачается их некорректной работой.  Проявляется как правило учащенным миганием и режимом «аварийки», в зависимости от схемы электропроводки и типа реле поворотов на конкретном мотоцикле.

Разберем причины:

  1. Учащенное мигание – связано с наличием в реле поворотов функции оповещения о перегорании лампы в поворотнике. Такое «умное» реле просто измеряет ток, который потребляют лампы, и если он ниже определенного предела (задан изготовителем в зависимости от мощности применяемых ламп, в авто лампы по 21 Вт каждая, в мотоциклах, как правило, 10 Вт). Т.е. если одна лампа перегорит, ток уменьшиться вдвое и реле начинает кокетливо мерцать лампой, как бы намекая…
  2. Режим «аварийки» — связан с особенностью схемы включения индикаторной лампы поворотников на панели приборов.

Сейчас займемся именно устранением режима «аварийки».

Итак, часть первая — занудная  теоретическая. Посмотрим на типовую схему включения ламп указателей поворота и индикаторной лампы, стрелочками указан путь прохождения тока:

 Схема штатной приборки

Там где указано +12V – приходит уже «мигательное» напряжение от реле поворотов. Как видно из схемы (умная фраза из книжек, как правило, указана там где ничего не видно и непонятно), при включении поворотников ток протекает сразу по ВСЕМ лампам, даже той стороны мотоцикла, где это не нужно. Но при этом мерцают только лампы нужного нам борта и индикаторная лампа.  Секрет фокуса очень прост: Если включить последовательно две лампы, но с существенно различающейся мощностью, то яркость свечения будет ОБРАТНО зависима от мощности ламп – менее мощная лампа будет ярче. Это постарался дядюшка Ом, закон которого все вродекакучили в школе. А некоторые – даже в институте.

Светодиодные поворотники имеют очень малую мощность,  и именно потому прямое их применение в бортсети мотоцикла, рассчитанного на гораздо более мощные лампы, переворачивает алгоритм работы с ног на голову, а именно – ток от реле протекает и через нужный поворотник, и через лампу приборки (которая теперь становиться гораздо более мощной, а значит настолько же менее светящейся) далее через поворотники другого борта, вот и режим «аварийки».

Слегка видоизменим схему, подключив один контакт лампы напрямую к массе,  и добавим  две простые радиодетали – полупроводниковые выпрямительные диоды. Они, как вентили – пропускают ток только в одном направлении:

Схема модернизированой приборки

Суть фокуса – в нижнем по схеме диоде —  он не пропустит ток в другой, не нужный нам поворотник.  Аналогично схема работает и при нижнем положении переключателя поворотов, «запрещающим»  при этом будет верхний диод.

Часть вторая, практическая. Пример реализации рассмотрим на приборной панели мотоцикла Skymoto Dragon 200.

Демонтируем  саму приборку с мотоцикла и снимаем заднюю крышку. Так образуется доступ ко всем нужным проводам и лампам. Находим лампу индикатора поворотов, в данном случае к ней идут оранжевый  и голубой провода:

20180503_184724

Без каких-либо угрызений совести отрезаем лампу с проводами, примерно как на фото:

20180503_184900

Полученные концы проводов зачищаем на длину около 3-4 мм,  и паяльником залуживаем.

Готовим два отрезка провода, пять отрезков термоусадки и диоды:

20180503_185743

Да, вот эта треногая деталька в центре фото – и есть диоды. Я поленился, но, одновременно,  захотел сделать красиво, посему купил уже собранные по нужной схеме диоды, хотя они в десять раз дороже, чем два отдельных обычных. Если внимательно глянуть на картинку – там даже нарисована схема.

Можно использовать абсолютно любые другие (хоть отдельные, хоть сборку) диоды, на ток  1-2 ампера, например, 1N4007 (Гугл знает как выглядят и где купить).

Паяем по схеме, не забыв одеть термоусадку:

20180503_190836

Провода от бортсети подключаем к крайним выводам, к центральному (это общая точка двух диодов) — паяем перемычку к одному из выводов лампы.

Еще необходим контакт массы. Возьмем его с любой лампы подсветки:

20180503_192150

В данном случае я, не разрезая провод, снял примерно 6-8 мм изоляции с зеленого провода массы лампы подсветки и с помощью разрезной гильзы обжимом соединил с перемычкой на другой контакт лампы индикации поворотников.

Наводим красоту: изолируем, закрепляем,   укладываем провода и диоды:

20180504_205750

 Радуемся правильно работающим поворотникам и лампе индикации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>