Ремонт стартера (Husqvarna SM610)

Стартер в мотоцикле – штука весьма надежная, иначе как понять тот факт, что в инструкциях по ремонту не уделяют внимания данному узлу, а в каталогах запчастей стартер предлагается исключительно целиком. Хотя, откровенно говоря, из моей практики это аж третий стартер, нуждающийся в ремонте, посему даже нет какой-либо статистики симптомов выхода из строя. Конкретный экземпляр сначала иногда не крутил горячий мотор, при этом  холодный  запускался без проблем. Диагностировать неисправность несложно – ловим момент, когда стартер не вращается при нажатой кнопке пуска и проверяем наличие напряжения (лампой или вольтметром) на клемме стартера. Напряжение есть, а стартер не работает – он неисправен. Если же напряжение отсутствует – скорее всего, неисправно реле стартера.

Снять стартер с SM610 – весьма интересная задача. Кроме снятия  мешающих снаружи частей, необходимо снимать крышку генератора, только тогда стартер можно вытащить из мотора.

Вот, собственно, виновник торжества:

20181027_151303

Отвинчиваем два болта со стороны вала:

20181009_201448

Снимаем крышку:

20181009_201643

Крышка снялась уж очень легко, как оказалось – посадочное место подшипника существенно прослаблено, зазор между подшипником и крышкой составил 0,06 мм. Вот и первая проблема. В подшипнике явно присутствовала грязь, вращение было с некоторым шумом и заеданием.

Отделяем заднюю крышку от основания, разбираем стартер на части:

20181009_201734

Глядя на стертые щётки, становиться понятна причина капризности стартера.

Открутив клемму, можно демонтировать весь щеточный узел:

20181009_202030

«Плюсовая» щетка почему-то изнашивалась гораздо интенсивней. Также досталось и коллектору, он весь в нагаре и кавернах – последствие неплотного прилегания изношенной щетки.

20181009_202109

А вот куда девались щетки – графитовая пыль скучковалась внизу:

20181027_131431

Собираем запчасти для ремонта. Первым делом – щеточный узел. Как оказалось, разновидностей стартеров не так уж и много, а запчасти к ним выпускают не только, собственно,  производители стартеров. Есть даже ремкомплекты с якорем и подшипниками. В нашем случае, клиент пожелал поставить оригинальную запчасть, которая за рекордных  четыре дня доставлена из Великобритании. Красота:

20181027_133722

С виду, абсолютно такая же. Но, как выяснилось, нюанс все-таки был, но об этом позже.

20181027_133658

Снять изношенный подшипник оказалось непросто – зазор между подшипником и обмотками всего 2 мм, залезть лапками съемника не вышло. Пришлось вытащить пластиковый сепаратор и разобрать подшипник, а внутреннюю обойму уже стаскивать съемником:

20181027_130344

А вот и новый, качественный японский подшипник на замену:

20181027_130724

Что делать с прослабленым посадочным местом подшипника в крышке? Обычно, в таких случаях делают втулку. Но стенки крышки достаточно тонкие, не хотел рисковать – решил обратится к всемогущей химии. Есть такая штука – «фиксатор цилиндрических соединений», как-то пару раз приходилось применять, но не всегда удачно. А тут, совсем недавно, изучал каталог продукции Loctite и наткнулся на весьма лютый фиксатор, способный,  по заверению производителя, заполнять зазоры до 0,25 мм! Что ж, попробуем.

20181027_144442

Также необходимо привести в порядок коллектор, иначе эти шероховатости, действуя как напильник – быстро сотрут в пыль новые щетки. Лучше такую работы выполнять, используя токарный станок, я использовал сверлильный, сняв грубые повреждения надфилем и несколькими наждачками разной грубости довел поверхность почти до зеркала:

20181027_130525

Пришло время рассказать о нюансе: как оказалось, в родной клемме шляпка болта квадратная, а в новом – прямоугольная, поэтому установить его в изоляционную втулку не получится :

20181027_134714

Пришлось доработать напильником:

 20181027_135808

Наконец-то все детали готовы к сборке:

20181027_133959

Сначала устанавливаем клемму, не забыв уплотнительное колечко а также правильно сориентировать «хвостик», иначе щетка не дотянется до своего места:

20181027_140542

Далее необходимо установить сам щеточный узел, причем одновременно протянуть мягкую нить, которой, в дальнейшем, можно зафиксировать щетки в крайнем положении для возможности установки якоря:

20181027_142019

Вот так это выглядит:

20181027_142517

Перед установкой якоря наносим немного смазки на хвостовик якоря и втулку в задней крышке и на шайбы:

20181027_134216

Зажав заднюю крышку в тиски, устанавливаем якорь, для исключения повреждения поверхности щеток нить вытягивать только одновременно с оттягиванием пружины щетки при помощи проволочного крюка.

20181027_144654

Обратите внимание – в плате щеточного узла и в крышке есть прямоугольный вырез, а в цилиндре с магнитами – выступ. При сборке они обязательно должны совпасть.

20181027_144806

Пришло время химической магии. Тщательно обезжириваем поверхность посадочного места подшипника и внешнюю обойму самого подшипника. Наносим на обе поверхности тонкий слой фиксатора:

20181027_145512

Аккуратно, с вращательными движениями,  для равномерного распределения герметика в зазоре, устанавливаем крышку на свое место – верхними отверстиями напротив резьбовых отверстий в нижней крышке. Затягиваем болты, не забыв про герметизирующие колечки:

20181027_145800

После сборки обязательно необходимо проконтролировать легкость вращения вала от руки. Не должно быть заеданий, а для вращения достаточно усилий двух пальцев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>